Previous Entry Share Next Entry
Осетия: пост вводно-исторический
conlaich
На Кавказе я бываю довольно часто – в одну только в Северную Осетию это был уже четвертый приезд. Но как-то так сложилось, что попадая сюда в горы или по работе, я не успевал как следует рассмотреть регион с «культурно-исторической» точки зрения. Хотя попадавшиеся по пути редкие средневековые башни и святилища намекали, что рано или поздно это надо будет сделать.

В этом году такой случай представился. Было найдено трое товарищей, жаждущих похода -sepiumvusk иkoluch_chado, и решено сходить прогуляться в зону североосетинского среднегорья, богатого одновременно и видами, и средневековыми памятниками – от Транскавказской магистрали до печально известного Кармадонского ущелья. Формат похода, конечно, не позволил посмотреть все, что хотелось: под рюкзаком выматываешься довольно, чтобы при этом еще делать лишние круги. Поэтому несколько очень интересных мест было, увы, бездарно пропущено, несмотря на то, что находилось совсем рядом. Но впечатлений довольно много, увиденного тоже хватает.




Поэтому перегружать каждый пост тяжеловесной информацией не хочу. Лучше в самом начале запощу отдельный,  вводно-справочный, с кратким – ибо, во-первых, нудным, а, во-вторых, довольно дилетантским – историческим экскурсом.


Немного истории
Осетины – единственный на севере Кавказа ираноязычный народ (не считая, кажется, малочисленных дагестанских татов), очень гордятся своим происхождением от древних алан – это здесь своего рода национальный «пунктик», вполне, впрочем, понятный.

Во время Великого переселения народов сарматоязычные аланы прошли насквозь всю Европу, пробравшись даже на север Африки. Но основные земли этого народа – это степное Предкавказье и северные склоны Кавказских гор. Здесь в раннее Средневековье они и создали мощное царство, с которым пришлось считаться и византийцам, и персам. Византийское влияние на Аланию было сильным - в X веке, за несколько десятилетий до Руси, царство крестили. Аланские раннесредневековые храмы «по византийскому образцу» сохранились в разной степени аутентичности и в Карачаево-Черкесии, и в Кабардино-Балкарии. Надеюсь, если буду жив, доберусь когда-нибудь и до них.


Село Цимити

Впрочем, аланы не смогли противостоять волнам тюркской миграции на Кавказ; к концу раннего средневековья кавказская Алания уже потеряла значительную часть своей территории. Конец аланской государственности принесли, как водится, монголы, разорившие Предкавказье и занявшие предгорные равнины. Предки осетин были вынуждены уйти в горные ущелья. Здесь еще какое-то время сохранялась царская власть – но недолго. Последний аланский царь погибает в начале XIV века.

Жирную точку в аланской трагедии поставил Тамерлан, прошедший Кавказ насквозь и разоривший на своем пути все – от последствий его похода аланам оправиться уже не удалось. Они, фактически, вернулись к общинной демократии, разделившись на «общества» по фамильно-ущельному признаку; некоторые общества, впрочем, обзавелись своей аристократией. 

Деление на общества сошло на нет с массовой волной переселений осетин на равнину - то есть, в исторически недалекое время. Мы за этот поход прошли территории трех осетинских обществ - Алагирского, Куртатинского и Тагаурского.

О религии
Осетия, даром, что считается «христианским коридором» через исламский Северный Кавказ, в реальности – один из немногих в Европе заповедников «живого» язычества. Вернее, странного и причудливого религиозного синкретизма.

Аланы были крещены, как мы помним, раньше Руси - но нельзя сказать, чтобы христианство проникло в жизнь вчерашних кочевников глубоко. Что уж говорить о времени после монгольского разгрома, когда вместе с государственной была разрушена и церковная структура царства. Да, на протяжении Средневековья Северная Осетия находилась под довольно серьезным влиянием со стороны православной Грузии - но христианство здесь в конце концов так плотно переплелось с традиционными верованиями, что на христианство как таковое перестало быть похоже.

Как-то раз мне доводилось присутствовать на осетинском застолье – правильном и каноничном. Первый тост пился за Единого Бога – Стуыр Хъыцау. Второй же – за младших богов. Часть этих богов носит христианские имена: святой Георгий – Уастырджи, святой Илья – Уацилла; почитаются и другие божества-дзуары.

До нас дошло несколько средневековых осетинских христианских храмов – ужасно обидно, что один такой памятник – храм XVII века в селении Дзивгис – мы по пути пропустили. Традиционное место молитвы и жертвоприношения в Северной Осетии – это святилища-дзуары. Нам, кстати, отчетливо давали понять, что на дзуары чужакам ходить не стоит - так что отношение к святым местах у местных и по сей день вполне серьезное. И мы старались не злить чужих богов.


Святилище на склоне почитаемой горы Уациллахох

Впрочем, мусульман в Осетии тоже хватает - главным образом на Западе, в Дигории, и на востоке, поближе к границе с Ингушетией. 

О памятниках
Сохранявшийся многие столетия традиционный уклад горской жизни начал рушиться в XIX веке, после начала массовых переселений осетин на равнину по предложению российской администрации. Как правило, это делалось добровольно: горцы устали от постоянного дефицита земли. Но иногда их выселяли с насиженных мест и силой. Так, печально известна военная экспедиция под руководством генерала Абхазова 1830 года, один из эпизодов перманентной Кавказской войны. Направленная против "немирных" ингушей и осетин-мусульман, проживающих в ущельях у Военно-Грузинской дороге, она прошлась огнем и шпицрутеном и по другим горским обществам. Селения сжигались, фамильные башни расстреливались или взрывались – для этого при Абхазове был даже специально обученный отряд саперов. Последняя – и самая мощная - волна переселений на равнину произошла уже в советское время.

Сейчас многие старые селения стоят практически заброшенные. На руинах часто живет одна-две-три семьи или просто пастухи со скотом. Иногда землю у старых башен выкупают приезжающие на лето городские жители. Приходилось слышать и такую историю – «осталось два старика в селе, только вот уже с десяток лет они друг с другом не разговаривают» (нередкая, похоже, история для Кавказа - такое же я слышал когда-то и в дагестанском Гамсутле).

Photobucket
Селение Дагом

Что сейчас можно увидеть в старинных осетинских селах? Это, прежде всего, укрепленные жилые и боевые башни – гæнахтæ и мæсыгтæ. Иногда встречаются и настоящие замки – галуаны.


"Мэсыг" в мертвом селении Донисар

Photobucket
Боевые башни рода Дзайтиевых, Цимити


Photobucket
Башни села Цимити

Но самые, пожалуй, поразительные оборонительные памятники здешних мест – это наскальные крепости, возведенные вокруг пещер на совершенно отвесных склонах, как правило, поблизости от дорог, ведущих в высокогорье с равнин.


Скальные укрепления у села Урсдон

Еще один специфический «жанр» зодчества осетин (как, впрочем, и их соседей ) – это наземные фамильные склепы – дзаппадзтæ. Порой они располагаются совсем рядом с жильем, на фамильной земле – а иногда образуют отдельные комплексы. Самый знаменитый и крупный «город мертвых» находится в тагаурском селе Даргавс.


Некрополь в Даргавсе и святая гора Тбаухох


Разрушенный склеп в селении Донисар

Впрочем, повторюсь, многого мы не увидели.

О горах

А что о них говорить – по ним ходить надо…




…чернику с брусникой собирать…



…за облаками гоняться…



…а догнав, в них мокнуть…



и просто глядеть по сторонам...



В общем, подробности воспоследуют.

  • 1
Потрясающе интересно, спасибо. И фото обалденные.)

Спасибо) Я все переживаю, что у меня ЖЖ в последнее время из одних отчетов теперь состоит, но так уж оно само получается:)

Не переживайте, они интересные. У меня, в общем, тоже цветочки да котики. ))

про ваших котов читать, кстати, одно удовольствие.

Спасибо. )) Они хорошие.

Спасибо.
Кавказские башни напоминают башни-гробницы Пальмиры, только в тех окошек побольше...

да скорей, если уж ассоциации проводить, то я бы сказал, что тосканские средневековые башни в каком-нибудь Сан-Джиминьяно. Беда в том, что целых сохранилось очень мало.

Хорошо сходили.

Мне тоже понравилось.

а вы в тбилиси на маршрутке из владикавказа добирались (или vice versa)?

Решил стопом сходить. Правда, чего греха таить, имел возможность надолго застрять - границу пешком не проходят, а найти машину перед таможней довольно сложно. Но обошлось оба раза).

Круто! Ночью бы сюда - небось всё небо в звёздах будет..или на рассвет

Со звездами там все хорошо, да - если с ясным небом повезет. И луна роскошная.

Я просто помню ночное небо в Буково, в Карачаево-Черкессии, у обсерватории. А здесь ещё башни придадут колорита..Эх, красотень!

совместить одно с другим, увы, не удалось - когда стояли рядом с башнями, было довольно плотно затянуто.

Здорово, спасибо!

Вам спасибо на добром слове. Будем продолжать!

Очень интересно, спасибо! Сам бы с удовольствием поизучал Северный Кавказ, это ж поле непаханное!
Подписался на ваш дневник в преддверии остальных рассказов.

Это да. Там один Дагестан чего стоит...

Добро пожаловать)

Только сейчас понял, что это именно у вас в журнале когда-то с интересом читал про дагестанские горные сёла.
В Дагестане я сам был немножко: в Дербенте дней пять провёл в командировке. Конечно, тоже не самая туристическая точка страны, но всё-таки не то: хочется именно в кавказскую глушь когда-нибудь попасть.

Я в тех краях был давным-давно, лет пять назад, и писал очень мало...

Кстати, чем вам аварские или даргинские села не горная глушь?

Про эти места вообще не слишком много написано, так что любая информация ценна и интересна.
Дагестанские сёла — отличный пример глуши, но я имел в виду, что я побывал только в относительно большом и известном городе, а на настоящую кавказскую глубинку посмотреть не довелось.

Что правда, то правда - два разных мира.

>> бездарно пропущено, несмотря на то, что находилось совсем рядом.

Интересно, у тебя была поездка, в которой этого не случалось?
У меня, кажется, нет (просто интересных мест очень много).

«Город мертвых» фантастический.

тут другое - когда до редких и всячески уникальных мест, которые и до поездки хотелось увидеть, километра три, то так лениво делать крюк...

Фантастический. Хотя на деле гораздо больше впечатлений осталось от маленьких склепов в горах. Наверное, потому что в Даргавсе музей и люди ходят, а там все как будто и не двадцать первый век на дворе.

>> то так лениво делать крюк...

Понимаю. У меня вот выставка за соседней дверью.

какие восхитительные дома! никогда не видела такой черепицы
странно, что башни строили такие маленькие

это склепы:) а манера осетин класть сланцевые "пагодные" крыши меня тоже очень впечатляет.

Башни не настолько уж маленькие на самом деле. Просто целых практически не сохранилось.

вот это да :) а я уж подумала, что живым людям может быть в таких домах не очень уютно

ну в каком-нибудь Харране еще и не в таких живут. Так, кстати, жалею, что не добрался в свое время до него...

А и покойникам, по ходу, не очень уютно - там, где люди рядом есть, в склепах либо мусор, либо монетки набросаны.

Монетки не набросаны. Это машайнаг - жертвенные приношения. То же самое можно увидеть и на некоторых башнях и особливо на святилищах. К сожалению, там где склепы возле дорог, они частенько разорены. А по правилам вход должен быть закрыт либо плитой, либо плотной деревянной заслонкой.

Спасибо за разъяснение - я на месте спрашивал, что это, мне объяснить не смогли. К тому времени на разоренные и загаженные склепы я уже насмотрелся, так что ассоциации сразу возникли неприятные.

Разоренных много, к сожалению. Причем их поверхностно разоряют, и вобщем бессмысленно. В башенных склепах обычно не бывает предметов. Это уже поздние захоронения. Кстати, традиция склепового захоронения во многом сохранилась до сих пор. Когда хоронят, то обязательно дно могилы обкладывают камнем или кирпичами, то есть делают мини-склеп и уже туда укладывают гроб. Кстати, я первый раз слышу название горы Уацилахох. Скорее всего это Тбау-хох, а Уацилахох - это местное название, потому как на вершине Тбау есть святилище Уацилла (св.Ильи). Простите, что вклинилась.

правильно вклинились - это я ошибся. Уациллахох - это одна из вершинок Тбау. Исправлю сейчас.

Отличные фото и рассказ!

Красота! Скорее всего Осетия будет следующим регионом Кавказа, куда я поеду :) Очень интересный и живописный регион!
С нетерпением жду подробностей!

Я теперь в Южную еще хочу...

Спасибо! Очень необычно и интересно. Виды даже на фотографиях просто потрясающие, а уж в реальности у меня, равнинного жителя, наверное и вовсе "башню (sic!) бы снесло" от необычности впечатлений.

Читал в детстве "Башни в горах" Гольдштейна. Содержание уже совсем забыл, но образы башен и мавзолеев в памяти остались.

Подписался на Ваш жж, жду дальнейших постов про Кавказ!

Спасибо на добром слове - посты обязательно воспоследуют, кроме того, надеюсь, дойдут когда-нибудь руки описать нормально довольно давно увиденный Дагестан - где уж крышу сносит, так это там.

Почитав, в свою очередь, Ваш ЖЖ, с удовольствием взаимозафренжу.

Отлично. И нереально) В том смысле,что увидев подобное мне кажется человек навсегда меняется в лучшую сторону.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account