Imago hominis (conlaich) wrote,
Imago hominis
conlaich

Авария христианская. Датунский храм - страж Воскресного ущелья



Я снова тут, и снова о Кавказе: этим летом довелось провести без малого месяц в Дагестане в начале большой поездки от Астрахани до Персидского залива.

В первой серии (они пойдут не в хронологическом порядке) расскажу о последнем древнем христианском храме Дагестана близ аварского райцентра Хебда (Шамильский район) и его двух жизнях, а также о том, почему в горах стоит не стоит разбрасываться рюкзаками на видном месте.


Краткая историческая справка, или причем тут христиане

Об ушедшем христианстве Северного Кавказа и его памятниках я писал уже немало - например, здесь и здесь. В Дагестане, ныне - одном из самых религиозных мусульманских регионов России, оно оставило глубокий след и имело давнюю историю.

...Чуть больше тысячи лет назад аварские горы были центром страны Серир — так ее, по-крайней мере, называют арабские источники. Правители Серира, столица которого стояла рядом с нынешним селением Хунзах и звалась арабами Хумрадж, приняли христианство, вероятно, еще в VII-VIII веках под влиянием проповедников-миафизитов из соседней Албании Кавказской. Уже с X века, когда на севере кавказского хребта усилилось влияние Грузии, и в Аварии начинает преобладать халкидонитское исповедание: в средневековых хрониках жителей части аварских обществ зовут «грузинами» - читай, православными. Другое дело, насколько глубоко укорененным было горское христианство, остается гадать...

Хунзах:


Серир уже в XI веке исчезает с карт, распавшись на несколько частей. В самом его сердце входят в силу правители-нуцалы Хунзаха, в соседних ущельях образуются независимые общества и союзы селений. А в XIII веке, после монгольского вторжения, резко меняется и религиозный баланс в регионе. В горах резко усиливаются позиции ислама - особенно после того, как религию пророка принимают правители Кумуха, сильного горного феодального образования и соперника Хунзаха.

Вскоре ислам завоевывает и Хунзах - и уже оттуда начинают уходить на джихад в окрестные горы гази, борцы за веру. В вольных обществах Аварии христианство и уживавшееся с ним язычество держатся гораздо дольше - до конца XIV-XV веков. Виной окончательного поражения христиан было, с одной стороны, разорение Кавказа Тамерланом, особенно безжалостным к "кяфирам", с другой - то, что в середине XV века Грузия распадается и погружается в смуту - и южным соседям становится не до поддержки христианских епархий в северных горах.

Хунзахское плато.



Следов средневекового христианства в Аварии (да и других областях Дагестана) осталось немало - могилы, кресты, эпиграфика, остатки храмов, да еще легенды о христианских временах. Но известны они, в основном, историкам и краеведам. Датунский храм - единственный, дошедший до наших дней в полной сохранности.

Хатан-Бугеб-Ккал и его церковь

...От Хебда, бывшего аула Советское, до Датунского храма всего несколько километров по дороге вдоль бурой и полноводной Аварской Койсу в сторону аула Голотль и Хунзаха.

Далеко не все местные знают о христианском прошлом этой постройки, называя его "старой крепостью". Не имея координат или возможности спросить дорогу найти его не слишком просто. Важно не пропустить уходящее в сторону от дороги ущелье небольшой речки с полудикими садами и старинным полуразвалившимся мостом. Любопытно, кстати, его название: "Хатан-Бугеб-Ккал", Воскресное ущелье.

На входе в ущелье нас застает дождь. Ничего не остается, кроме как получать от него удовольствие. В конце концов, мокнуть на горной дороге - куда прекраснее, чем сидеть дома за монитором (на фото - коллега и спутник Михель из Голландии).


От шоссе до храма буквально несколько сотен метров, но дороги к нему нет вовсе, а тропа настолько неочевидна, что можно ее и не найти вовсе. Мы вот не нашли. Хорошо, хоть дождь быстро кончился...

Лет восемьсот назад все было по-другому: здесь проходила одна из веток большой дороги из Восточной Грузии в Дагестан и далее к вайнахам. Да и мог ли храм появиться в непроезжем месте?

Хатан-бугеб-ккал. Вид сверху на дорогу и ущелье Аварского Койсу.


...Мы же сперва вдоволь успеваем напродираться по мокрым кустам, а затем и поломаться на крутому скользкому склону, решив, что там будет удобнее...




Храм в какой-то момент внезапно появляется из-за поворота - весьма, признаться, эффектно.




Еще на недавних фотографиях он, заросший травой и исписанный граффити, выглядел заброшенным. Теперь кровля пестрит новенькой черепицей - несколько лет назад правительство республики выделило денег на его реставрацию. Правда, тут уместнее использовать слово "ремонт" - качество работ вызвало много нареканий и у историков, и у краеведов.
Да и граффити так и не извели...



То, что мы видим - типичный грузинский зальный храм; вероятнее всего, построенный около XI века. В устных преданиях говорится, будто эти места в свое время были владением некоего феодала, грузина по рождению. Потом ущелье принадлежало Гидатлю, а после того, как в Гидатль пришел ислам, был заброшен, превратившись в убежище для пастухов.

Шамиль и старообрядцы: недолгое возрождение церкви

Случилась у храма и вторая жизнь - очень, правда, недолгая. Не секрет, что на земли имамата Шамиля переселилось немало русских перебежчиков. Среди них, рассказывает историк Патимат Тахнаева, была и старообрядческая казачья община, которой Шамиль сперва разрешил поселиться в Чечне; некоторое время спустя они переселились в Гидатль, где им для отправления обрядов была отведена заброшенная древняя церковь - вероятнее всего, именно о Датунском храме речь и идет. Правда, уже несколько лет спустя часть староверов покинула Гидатль, видя нерасположение к ним местных наибов. Осталось лишь несколько человек, которые вскоре были вырезаны местными разбойниками. Шамиль позже велел разыскать нападавших и взыскать с них штрафы.



А мы пройдем внутрь. Еще в XIX веке на ее стенах храма можно было видеть остатки росписей, но сейчас внутри только пустота, осыпающаяся побелка, мусор и бутылки.

Датунский храм. Крест, выложенный на своде наоса:






...Чтобы осмотреть храм и ущелье, много времени не нужно. Решаю немного прибраться в храме и вынести из него крупный мусор. На самом деле, просто очень не хочется уходить из Воскресного ущелья: в нем удивительно уютно.Одно смущало: рюкзаки мы бросили в саду у самой дороги, чтобы не лезть с ними по кустам. Поэтому через час все же двигаемся вниз, к трассе.

Не оставляйте рюкзаки в лесу!

...Как выяснилось, беспокоились не зря. Стоило нам выйти на дорогу, как нас нагнал полицейский наряд из Хебда, вызванный кем-то на "подозрительные вещмешки" в кустах. "Нет, ну рассуди, всяко бывает - это может, тем, которые по лесу бородатые бегают, медикаменты кто-то подбросил! А теперь извините, ребята, надо будет проехать в райцентр и вас пробить по базе!".

В поселковом пункте полиции (в Дагестане они все похожи на маленькие крепости) пришлось потратить час-полтора - нас фотографируют в профиль и анфас и долго рыщут по базам. В конце концов, один из полицейских везет в нас порядке извинения кушать курзе в кафе, а затем добрасывает на выезд из селения. Пора ехать дальше. Забегая вперед, скажу, что в этой поездке это было, увы, не последнее задержание...

В следующей серии расскажу о башнях и петроглифах Вольной Аварии.


Некоторые посты о Кавказе:
Ингушетия. Древние церкви в горах - призраки ушедшего христианства
Аланские храмы Карачая: древнейшие в России
Хузрук. Неоцененный заповедник деревянного зодчества в сердце Кавказа
Осетия: Фиагдон, святая гора Тбау и Даргавсский некрополь
Осетия: древние села среднегорья. Урсдон, Дагом, Донисар

О других поездках последней пары лет проще почитать у меня вконтакте.


Tags: Дагестан, Кавказ, Мусульманские края, аварцы, архитектура, горы, путешествия, христианское наследие Северного Кавказа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments