?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Авария христианская. Датунский храм - страж Воскресного ущелья
conlaich


Я снова тут, и снова о Кавказе: этим летом довелось провести без малого месяц в Дагестане в начале большой поездки от Астрахани до Персидского залива.

В первой серии (они пойдут не в хронологическом порядке) расскажу о последнем древнем христианском храме Дагестана близ аварского райцентра Хебда (Шамильский район) и его двух жизнях, а также о том, почему в горах стоит не стоит разбрасываться рюкзаками на видном месте.


Краткая историческая справка, или причем тут христиане

Об ушедшем христианстве Северного Кавказа и его памятниках я писал уже немало - например, здесь и здесь. В Дагестане, ныне - одном из самых религиозных мусульманских регионов России, оно оставило глубокий след и имело давнюю историю.

...Чуть больше тысячи лет назад аварские горы были центром страны Серир — так ее, по-крайней мере, называют арабские источники. Правители Серира, столица которого стояла рядом с нынешним селением Хунзах и звалась арабами Хумрадж, приняли христианство, вероятно, еще в VII-VIII веках под влиянием проповедников-миафизитов из соседней Албании Кавказской. Уже с X века, когда на севере кавказского хребта усилилось влияние Грузии, и в Аварии начинает преобладать халкидонитское исповедание: в средневековых хрониках жителей части аварских обществ зовут «грузинами» - читай, православными. Другое дело, насколько глубоко укорененным было горское христианство, остается гадать...

Хунзах:


Серир уже в XI веке исчезает с карт, распавшись на несколько частей. В самом его сердце входят в силу правители-нуцалы Хунзаха, в соседних ущельях образуются независимые общества и союзы селений. А в XIII веке, после монгольского вторжения, резко меняется и религиозный баланс в регионе. В горах резко усиливаются позиции ислама - особенно после того, как религию пророка принимают правители Кумуха, сильного горного феодального образования и соперника Хунзаха.

Вскоре ислам завоевывает и Хунзах - и уже оттуда начинают уходить на джихад в окрестные горы гази, борцы за веру. В вольных обществах Аварии христианство и уживавшееся с ним язычество держатся гораздо дольше - до конца XIV-XV веков. Виной окончательного поражения христиан было, с одной стороны, разорение Кавказа Тамерланом, особенно безжалостным к "кяфирам", с другой - то, что в середине XV века Грузия распадается и погружается в смуту - и южным соседям становится не до поддержки христианских епархий в северных горах.

Хунзахское плато.



Следов средневекового христианства в Аварии (да и других областях Дагестана) осталось немало - могилы, кресты, эпиграфика, остатки храмов, да еще легенды о христианских временах. Но известны они, в основном, историкам и краеведам. Датунский храм - единственный, дошедший до наших дней в полной сохранности.

Хатан-Бугеб-Ккал и его церковь

...От Хебда, бывшего аула Советское, до Датунского храма всего несколько километров по дороге вдоль бурой и полноводной Аварской Койсу в сторону аула Голотль и Хунзаха.

Далеко не все местные знают о христианском прошлом этой постройки, называя его "старой крепостью". Не имея координат или возможности спросить дорогу найти его не слишком просто. Важно не пропустить уходящее в сторону от дороги ущелье небольшой речки с полудикими садами и старинным полуразвалившимся мостом. Любопытно, кстати, его название: "Хатан-Бугеб-Ккал", Воскресное ущелье.

На входе в ущелье нас застает дождь. Ничего не остается, кроме как получать от него удовольствие. В конце концов, мокнуть на горной дороге - куда прекраснее, чем сидеть дома за монитором (на фото - коллега и спутник Михель из Голландии).


От шоссе до храма буквально несколько сотен метров, но дороги к нему нет вовсе, а тропа настолько неочевидна, что можно ее и не найти вовсе. Мы вот не нашли. Хорошо, хоть дождь быстро кончился...

Лет восемьсот назад все было по-другому: здесь проходила одна из веток большой дороги из Восточной Грузии в Дагестан и далее к вайнахам. Да и мог ли храм появиться в непроезжем месте?

Хатан-бугеб-ккал. Вид сверху на дорогу и ущелье Аварского Койсу.


...Мы же сперва вдоволь успеваем напродираться по мокрым кустам, а затем и поломаться на крутому скользкому склону, решив, что там будет удобнее...




Храм в какой-то момент внезапно появляется из-за поворота - весьма, признаться, эффектно.




Еще на недавних фотографиях он, заросший травой и исписанный граффити, выглядел заброшенным. Теперь кровля пестрит новенькой черепицей - несколько лет назад правительство республики выделило денег на его реставрацию. Правда, тут уместнее использовать слово "ремонт" - качество работ вызвало много нареканий и у историков, и у краеведов.
Да и граффити так и не извели...



То, что мы видим - типичный грузинский зальный храм; вероятнее всего, построенный около XI века. В устных преданиях говорится, будто эти места в свое время были владением некоего феодала, грузина по рождению. Потом ущелье принадлежало Гидатлю, а после того, как в Гидатль пришел ислам, был заброшен, превратившись в убежище для пастухов.

Шамиль и старообрядцы: недолгое возрождение церкви

Случилась у храма и вторая жизнь - очень, правда, недолгая. Не секрет, что на земли имамата Шамиля переселилось немало русских перебежчиков. Среди них, рассказывает историк Патимат Тахнаева, была и старообрядческая казачья община, которой Шамиль сперва разрешил поселиться в Чечне; некоторое время спустя они переселились в Гидатль, где им для отправления обрядов была отведена заброшенная древняя церковь - вероятнее всего, именно о Датунском храме речь и идет. Правда, уже несколько лет спустя часть староверов покинула Гидатль, видя нерасположение к ним местных наибов. Осталось лишь несколько человек, которые вскоре были вырезаны местными разбойниками. Шамиль позже велел разыскать нападавших и взыскать с них штрафы.



А мы пройдем внутрь. Еще в XIX веке на ее стенах храма можно было видеть остатки росписей, но сейчас внутри только пустота, осыпающаяся побелка, мусор и бутылки.

Датунский храм. Крест, выложенный на своде наоса:






...Чтобы осмотреть храм и ущелье, много времени не нужно. Решаю немного прибраться в храме и вынести из него крупный мусор. На самом деле, просто очень не хочется уходить из Воскресного ущелья: в нем удивительно уютно.Одно смущало: рюкзаки мы бросили в саду у самой дороги, чтобы не лезть с ними по кустам. Поэтому через час все же двигаемся вниз, к трассе.

Не оставляйте рюкзаки в лесу!

...Как выяснилось, беспокоились не зря. Стоило нам выйти на дорогу, как нас нагнал полицейский наряд из Хебда, вызванный кем-то на "подозрительные вещмешки" в кустах. "Нет, ну рассуди, всяко бывает - это может, тем, которые по лесу бородатые бегают, медикаменты кто-то подбросил! А теперь извините, ребята, надо будет проехать в райцентр и вас пробить по базе!".

В поселковом пункте полиции (в Дагестане они все похожи на маленькие крепости) пришлось потратить час-полтора - нас фотографируют в профиль и анфас и долго рыщут по базам. В конце концов, один из полицейских везет в нас порядке извинения кушать курзе в кафе, а затем добрасывает на выезд из селения. Пора ехать дальше. Забегая вперед, скажу, что в этой поездке это было, увы, не последнее задержание...

В следующей серии расскажу о башнях и петроглифах Вольной Аварии.


Некоторые посты о Кавказе:
Ингушетия. Древние церкви в горах - призраки ушедшего христианства
Аланские храмы Карачая: древнейшие в России
Хузрук. Неоцененный заповедник деревянного зодчества в сердце Кавказа
Осетия: Фиагдон, святая гора Тбау и Даргавсский некрополь
Осетия: древние села среднегорья. Урсдон, Дагом, Донисар

О других поездках последней пары лет проще почитать у меня вконтакте.



Recent Posts from This Journal

  • Верхний пост

    Здравствуйте! Вы попали в прекрасный дом! 1. Этот журнал когда-то был много чем, но теперь посвящен преимущественно моим путешествиям, в первую…

  • Семь церквей эпохи ига

    Дальние края, пустыни, горы и минареты пока остаются далеко, а мы с коллегами погружаемся в русское-средневековое. Давно хотел сделать подборку…

  • Олонец и округа: самая карельская Карелия

    Среди всех отечественных нацреспублик Карелия — самая парадоксальная. Титульного населения, карел, здесь всего 8%, и лишь в нескольких частях ее…



  • 1
Нереально красиво ваще-то. Заповедник. Вы на попутках передвигаетесь в основном?

В горах - да. Благо там подвезет каждый первый.

Да, мы с Вами об этом говорили как-то. Мужчинам проще.

Ой, как я рада, что вы вернулись!! Места для меня экзотические, вряд ли я когда-то туда выберусь сама, но читать очень интересно :)

Спасибо) Приятно это читать

Потрясающе красиво.

А дальше будет еще лучше...

Какие люди!
И места такие... И настолько древние храмы, и скалы - наслоения геологических эпох на виду.

Дагестан он вообще такой, что долго говорить можно!)

Спасибо, очень интересно! Впервые слышу о древних христианских храмах именно в Дагестане.

а сколько там всего на эту тему, так сказать, в "археологическом состоянии"...

Классно, все мечтаю там побывать) Сарир - страна владетеля трона, самое сильное гос-во Кавказа. Просто сказка)
А про Хунзах будет рассказ? Интересно осталось там что-нибудь от столицы кроме археологии.

Хунзах в целом - новый, памятников ханской или нуцальской поры я там не увидел (может, плохо искал).

Но рядом-таки есть городище, до которого мы не добрались в этот раз. Думаю, я туда еще доеду.

  • 1